Как читать этикетки

Казалось бы, зачем об этом писать? Однако не все умеют правильно читать этикетки на продуктах питания, а еще меньше людей вообще утруждают себя этим занятием.

 

Если вам действительно важно ваше здоровье и вы хотите знать, что попадает на вашу тарелку, стоит выработать в себе привычку читать этикетки. В разных странах стандарты и требования к этикеткам разные, и в России также существует перечень требований к производителям и импортерам продуктов питания. Распространители пищевой продукции обязаны указывать целый ряд информации, которая поможет вам определить качество продукта.

Срок годности, дата выпуска и условия хранения

Как бы банально это ни звучало, первое, на что стоит обратить внимание, это дата выпуска, срок годности и правила хранения товара. Все эти данные производитель обязан указать на этикетке продукта. Несмотря на то что наша первоначальная способность определить качество товара зависит от этой информации, нередко ее не так просто разобрать. Иногда наборы цифр на упаковке напоминают шифровку, и возникает путаница между понятиями «срок годности» и «срок реализации продукта». Во избежание неприятностей, просто выбирайте продукты с внятной датой производства и не менее понятной датой истечения срока годности. Важно также обращать внимание на условия хранения продукта, ведь при их несоблюдении срок годности значительно укорачивается. Кроме правил хранения, этикетка нередко содержит информацию о правилах применения (приготовление, разогрев, пример рецепта).

Энергетическая ценность

Этикетка должна содержать информацию об энергетической ценности продукта, а именно: сколько калорий на 100 г содержит продукт (обратите внимание, что речь идет не о “порции”, поэтому учитывайте, сколько весит порция), а также состав макронутриентов (белки, жиры и углеводы) и их соотношения в продукте. К сожалению, это все.

Российское законодательство на данном этапе не обязывает распространителей расписывать эту информацию более подробно. Тем не менее на российском рынке можно найти импортную продукцию с более подробным описанием энергетической ценности, и стоит обратить на это внимание.

Если с белками все просто, то жиры и углеводы — это более сложные наименования, которые включают в себя много подвидов, у каждого из которых есть положительные и отрицательные влияния на наш организм.

Углеводы: Быстрые углеводы (сахар) — на Западе производитель обязан указать, какое количество от всех углеводов в продукте составляет добавленный сахар. Это сделано, чтобы люди понимали, сколько сахара в день они едят, а также обращали внимание на количество быстрых углеводов, которое поступит в их организм из данного продукта. Клетчатка или пищевые волокна — производители также обязаны указывать, какое количество из всех углеводов составляют пищевые волокна, которые являются крайне важной составляющей здорового рациона. Пищевые волокна — это сложные углеводы, которые не усваиваются нашим организмом, но очень благотворно влияют на функции желудочно-кишечного тракта, на микрофлору и усваиваемость макронутриентов.

Правило: Желательно, чтобы продукт содержал наименьшее количество чистого сахара и как можно больше медленных углеводов и пищевых волокон. Если эта информация имеется на этикетке, необходимо обратить на нее внимание.

 

Жиры Важные составляющие: насыщенные жиры, ненасыщеные жиры, трансжиры.

Правило: Избегайте продуктов, содержащих трансжиры, так как многолетние исследования однозначно указывают на их вредное влияние на уровень холестерина в крови и на сердечно-сосудистую систему. Отдавайте предпочтение продуктам, в которых преобладают ненасыщенные жиры. Ненасыщеные жиры более полезны и включают в себя ряд незаменимых жирных кислот, необходимых для различных функций организма. На западных этикетках также нередко можно увидеть информацию о содержании микронутриентов, таких как витамины и минералы и их количество относительно суточной нормы. На российском рынке такие этикетки пока редкость.

 Состав продукта

Любая этикетка должна включать в себя информацию о составе продукта. Энергетическая ценность указывает лишь на то, сколько энергии получит наш организм, но чтобы принять окончательное решение о покупке того или иного продукта, нам необходимо понять, из чего именно он состоит.

Так, например, сахарозаменители не несут в себе никакой пищевой ценности и не добавляют калорий к общей энергии, но они могут довольно неблагоприятно повлиять на здоровье. Таких составляющих огромное количество, поэтому очень важно изучить состав продукта.

Как правило, на качественных продуктах ингредиенты будут указаны в порядке уменьшения их относительного количества в продукте. Но поскольку российский стандарт к этому не обязывает, многие пренебрегают этим правилом. Кроме того, законодательство позволяет не указывать компоненты, количество которых менее 2% от состава продукта.

Правило: выбирайте продукты с наименьшим количеством наименований; продукты, состав которых вам ясен и ингредиенты которых вы можете распознать. Стоит избегать продуктов, содержащих фруктозу и ее дериваты, сахарозаменители, гидрогенизированные растительные масла (они, скорее всего, содержат трансжиры), консерванты. Обращайте внимание на обезжиренные продукты: нередко для поддержания консистенции и вкуса в них добавляют сахар.

 

Контактные данные производителя и/или импортера

Государственный стандарт обязывает указывать на этикетках фирменное наименование производителя, продавца и исполнителя, их адреса и контактные данные. Это сделано, в первую очередь, чтобы оградить рынок от некачественной продукции и иметь возможность связаться с ответственными производителями. Если продукт импортный, то этикетка должна содержать информацию на русском языке, должна быть указана страна изготовления (или страна происхождения). Информация о стране-производителе также содержится в штрихкоде.

 

Дополнительные требования к этикеткам

Если при производстве или приготовлении продукта были использованы биологически активные добавки, ароматизаторы, усилители вкуса, генетически модифицированные вещества, пищевые красители, компоненты с белком (сухое молоко), все это должно быть указано на упаковке.

image-03-04-15-09-43

 

 

первоисточник: тут

Запись по телефону +7 (495) 233-75-66